Корзина
61 отзыв
Посуда для ресторанов, баров и кафе любого направления
Контакты
ALUX - профессиональная посуда для ресторанов, баров и кафеЕкатерина
УкраинаХарьковская областьХарьковпр Науки 40 (2этаж)
+38 (067)578 88 03
моб. офис
m.me/Alux.uahttps://t.me/alux_ua
Карта

Китайский Фарфор

Китайский Фарфор

Созданием фарфора мир обязан древним китайцам, открывшим этот материал более трех тысяч лет назад. После его изобретения, в мире царствовал исключительно китайский фарфор. Те немногие вещи, что попадали в Европу, были сделаны только в Поднебесной. Жители Китая держали рецептуру производства и компоненты в строжайшей тайне. Разглашать инородцам секрет изготовления было запрещено под страхом смертной казни.

История

С 1004 года центром производства фарфора в Китае стал городЦзиндэчжэнь (еще его называют Динчжоу), расположенный на берегу озера Поянху, где производили изделия для императорского двора. К началу 18 века в нем проживало около миллиона человек, и работало три тысячи  печей для обжига фарфора. Фарфоровые изделия из этого города отличались высоким качеством. Расцвет китайского фарфора пришелся на 15 и 16 века, когда мастерство его изготовления достигло совершенства.

В 17-18 веках большое количество китайского фарфора попало в Европу. Вывезли его голландские и португальские мореплаватели и торговцы. Редкий для средневековой Европы товар моряки приобретали, когда следовали из гавани Арита в провинции Хицэн. В этой гавани фарфор называли«имари».

Особенности состава и производства китайского фарфора​

С языка фарси фарфор переводится, как«императорский». Посуду из него могли позволить себе исключительно правители и члены императорской семьи. Чтобы секреты изготовления фарфора не попали в чужие руки, город Цзиндэчжэнь, в котором и было основное производство, вечером закрывали, а на улицах патрулировали вооруженные отряды солдат. Попасть в него в этот время могли только те, кто знал специальный пароль.

За что же так почитался фарфор и за что его так ценили европейцы? За тонкостенность, белизну, мелодичность и даже прозрачность. Качество изделий зависело от содержания в фарфоровой массе белой глины – каолина. Добывался он не везде, а только в некоторых провинциях Китая.

Именно этот компонент придавал готовым фарфоровым изделиям белизну. Также на качество влияла степень тонкости помола пудры «фарфорового камня» (горная порода из кварца и слюды), из которой замешивали массу. Добывали эту породу в провинции Цзянси.

Замешанную фарфоровую массу, прежде чем использовать, выдерживали около 10 лет. Считалось, что так она приобретала большую пластичность. После такой длительной выдержки ее еще и отбивали. Без этого лепить из массы было нельзя, она просто рассыпалась в руках мастера.

Древние китайские гончары обжигали фарфоровые изделия в специальных керамических горшках-капсулах при температуре 1280 градусов (изделия из обычной глины, для сравнения, обжигались при температуре 500 – 1150 градусов). Печь для обжига загружали до самого верха готовыми изделиями, замуровывали, оставляя единственное небольшое отверстие, чтобы наблюдать за процессом.

Топили печи дровами, а топка находилась снизу. Открывали печь только на третьи сутки и выжидали пока горшки с изделиями остынут. На четвертый день в печь входили рабочие, которые выносили готовый обожженный фарфор. Но даже тогда печь еще не остывала полностью, поэтому рабочие были в мокрой одежде и перчатках из нескольких слоев мокрой ваты. Для изготовления только одного фарфорового изделия требовались усилия 80 человек.

Глазурь на готовые фарфоровые изделия наносили в несколько слоев, варьируя степень прозрачности каждого слоя. Делалось это для, чтобы придать посуде особый матовый блеск. В качестве красок использовались кобальт и гематит, хорошо переносящие высокую температуру при обжиге. Отделку эмалевыми красками китайцы стали применять только в 17 веке.

Как правило, древние мастера использовали в росписи тематические сюжеты и сложные орнаменты, так что одно изделие расписывали несколько человек. Одни очерчивали контуры, другие писали пейзажи, третьи – фигуры людей.

Первые фарфоровые чашки из китайского фарфора были белого цвета с легким зеленоватым оттенком. При постукивании они издавали мелодичный звон, напоминающий звук «тсе-ни-и». Именно поэтому фарфор в древнем Китае называли «тсени».
О фарфоре европейцы узнали благодаря посредничеству купцов.Больше всего их поразило даже не качество фарфоровых изделий, атехнологии изготовления чашек. Они были просто уникальны. Фарфоровую чашку китайские мастера склеивали из двух половинок – внешней и внутренней, при этом их донышки и верхние ободки были прочно соединены. Внутри чашку расписывали цветочными орнаментами, а ажурная внешняя половинка оставалась белой. Когда в нее наливали чай, то  сквозь фарфоровое кружево была видна тончайшая роспись  меньшей чашки.
Но самым удивительным для европейцев стали фарфоровые сосуды сероватого цвета, с проступающими на стенках узорами. По мере того, как чашка наполнялась чаем, на ней проявлялись морские волны, водоросли, рыбки.

Ценность и качество фарфора определяют по нескольким составляющим: материал, форма, декор и глазировка. Цвет готового фарфорового изделия должен быть теплым, мягким, сливочного оттенка.

 

 

 

 

 

 

 

Другие статьи